БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО СПОРТ

После летних каникул возобновляют работу спортшколы и секции. В их числе Тульское отделение Российского общества изучения японской культуры и спорта (РОИЯКС), культивирующее айкидо и кобудо.
 

Гость редакции «Молодого коммунара» — 33-летний руководитель Тульского отделения РОИЯКС, обладатель черного пояса Михаил Ласточкин.
    — Михаил, внешне вы излучаете уверенность и спокойствие. Это результат многолетнего увлечения восточными единоборствами?
    — Спасибо за комплимент. Айкидо, которым начал заниматься в 1998 году, действительно дало многое: укрепил здоровье, перестал болеть, стал уравновешеннее и спокойнее. Уверен, что примерно так же могут сказать о себе туляки, занимающиеся в нашей секции в спортклубе «Машиностроитель» в Заречье. В этом сама суть айкидо — путь гармонии и энергии.
    — С каким настроением вступаете в новый сезон?
    — Настроение всегда боевое. В этом году успешно прошел очередную аттестацию, получил квалификацию третьего дана. Не хвалясь, отмечу, что за 12 лет тренерской деятельности пять моих учеников сдали на черный пояс. Запомнилась, конечно, и поездка на семинар в Японию, для меня вторая по счету. Было это в марте, когда цветет сакура. Штаб-квартира айкидо — трехэтажное здание Хомбу-Додзё среди небоскребов Токио. За неделю хотелось успеть многое, такие поездки на родину айкидо очень эффективны для самосовершенствования. Правда, и трудностей хватало.
    — Разница во времени сказывалась?
    — Занятия начинались в полседьмого утра по местному времени, а разница, как известно, восемь часов. Недосып и трудности перевода — вот главные проблемы. В зале собиралось так много людей, что падать негде было. Становился в пару, затем знакомился на английском с партнером — кто-то приехал из Германии, кто-то из США, кто-то из Швеции. Японский язык я все же потихоньку осваиваю. Неделя интенсивных тренировок в Токио сопоставима с пятью месяцами занятий в России.
    — Айкидо для вас больше, чем просто спорт?
    — Это часть моей жизни, увлечение, сформировавшее мои взгляды и мой внутренний мир. Судите сами: пять дней в неделю проходят тренировки в «Машиностроителе» на Демидовской, 52-а, по воскресеньям я на плановых занятиях в Москве, которые проводит президент федерации РОИЯКС Дмитрий Байдер (пятый дан). Каким бы опытным спортсменом ты ни был, нельзя останавливаться на достигнутом. Технику айкидо можно осваивать всю жизнь, шлифуя правильный угол движения руки или дистанцию.
    — В чем же привлекательность этого вида восточных единоборств?
    — В его особой философии, пластике и низком травматизме. Айкидо не что иное, как комплекс каратэ и борьбы, универсальное средство защиты от одного или даже нескольких нападающих. С точки зрения техники — воздействие на подвижные суставы, пальцы, кисть, локоть. Вот конкретная ситуация: противник наносит удар сверху по голове. Что делать? Перенаправить силу атаки, то есть использовать энергию бьющего против него самого. Что касается риска получить травму, то при внимательном отношении к партнеру, должной технической оснащенности он минимален. Но и терять концентрацию внимания, конечно, нельзя.
    — Жизнь не подбрасывала вам такую ситуацию, когда бы пригодились навыки единоборств?
    — Нет, и слава богу. Айкидо в этом смысле крайняя мера, в первую очередь надо стремиться уладить конфликт мирным путем.
    — Представительницы прекрасного пола разделяют вашу любовь к айкидо?
    — Девушек занимается, конечно, меньше, чем мужчин. Но и среди них есть отличные спортсменки. Надеюсь, в будущем году моя воспитанница Елена Горькова выполнит квалификацию первого дана (черный пояс). Сдавать серьезный экзамен Елена будет куратору Хиронобу Ямаде (седьмой дан), который раз в год специально приезжает в Москву из Страны восходящего солнца.
    — А новичкам, которые захотят приобщиться к миру айкидо, что посоветуете?
    — Главное, чтобы было желание. Дети обычно начинают заниматься с шести лет, я сам хочу привести в зал свою дочь, которой как раз исполнилось шесть лет. Верхний же предел ограничивается только подвижностью и гибкостью. У нас есть люди старше 50 лет, и, поверьте, они на татами не выглядят статистами. Развиваем и кобудо — фехтование с традиционным японским оружием. Здесь есть деревянный меч бокен, тренировочный (с тупой кромкой) металлический меч яй-то. А еще — алебарда и бо (шест длиной около двух метров). Это направление кобудо называется Катори Синто-рю.
    — Когда всю эту экзотику смогут взять в руки ваши новые ученики? — С сентября в спортклубе «Машиностроитель» уже открыт набор детей и взрослых в секцию. Кстати, в сезоне 2012–13 годов будут проводиться дополнительные занятия для взрослых по каратэ (ударная техника) и дзюдо (база бросков), а по воскресеньям — акробатика для всех возрастов. Подробнее обо всем можно узнать на нашем сайте aikido71.ru.